Саммит в Хельсинки и перспективы украинского транзита газа

Саммит в Хельсинки и перспективы украинского транзита газа

16 июля в столице Финляндии прошла встреча президентов России и США – новость, обсуждаемая политологами и экспертами международных отношений едва ли не по всему миру. Рассматривались волнующие всех проблемы, которые обсуждались на этой встрече высшими руководителями двух государств, пресс-конференция по окончании переговоров Владимира Путина и Дональда Трампа наглядно показала, какие вопросы являются наиболее животрепещущими. Очевидно, что анализировать результаты встречи будут еще достаточно долго, выстраивая самые разные гипотезы, чтобы затем искать и находить уже не слова, а действия, которые эти гипотезы подтверждают.

Накопившийся груз напряженности между Россией и США весьма велик, немедленной «разрядки напряженности» от первой встречи президентов никто не ожидал, но многие западные политологи опасались некоего «нового пакта Молотова – Риббентропа» — деления сфер влияния двух ядерных супердержав. Но Аналитический онлайн-журнал Геоэнергетика.ru традиционно интересует только энергетическая отрасль – если намечены изменения в ней, то все остальное «подтянется». Было ли уделено этой отрасли внимание во время самих переговоров неизвестно, но на пресс-конференции лидеры двух государств несколько слов о ней сказали. Вот слова Дональда Трампа, посвященные проекту магистрального газопровода Северный поток-2:

«Я обсудил [трубопровод] с [канцлером ФРГ] Ангелой Меркель на довольно решительных тонах… Посмотрим, как это [строительство трубопровода] сработает. Я не уверен, отвечает ли это решение [о строительстве трубопровода] всем интересам Германии или нет, но она его приняла. Но это их выбор — Германии. Это их выбор».

Несколько слов было посвящено и тому, что намерены предпринять на газовом рынке Европы сами Соединенные Штаты:

«Мы будем конкурировать, когда дело дойдет до трубопровода [«Северный поток — 2»]. И я думаю, что мы будем конкурировать успешно [в вопросе энергоносителей]», — отметил глава вашингтонской администрации, подчеркнув, что Вашингтон будет конкурировать с Москвой на рынке Европы «самым решительным образом».

Президенты о «Северном потоке-2» и украинском транзите

По словам Трампа получается, что США смирились с выбором, сделанным Германией, но причины, по которым это произошло, пока остаются неизвестными. Возможно, у Трампа возникли какие-то договоренности с Ангелой Меркель, или же что-то было решено во время переговоров с Владимиром Путиным. Время покажет, нам интереснее сам факт – Трамп снял возражения против «Северного потока-2», приняв решение о том, что Штаты смогут бороться за сегмент газового европейского рынка за счет поставок СПГ. Оставим за скобками даже тот факт, что законы физики и химии пока никто не отменял – на сжижение природного газа необходимо затратить количество энергии, которое эквивалентно потере не менее 25% первоначального объема газа. На сегодняшний день значительных объемов американского СПГ в Европу не поступало, разовые небольшие поставки пока никакого беспокойства Газпрому не доставляют.

Была затронута газовая тема и Владимиром Путиным:

«Что касается «Северного потока — 2», господин президент [США Дональд Трамп] высказывал озабоченности в связи с возможным исчезновением транзита через Украину. Я заверил господина президента в том, что Россия готова сохранить этот транзит. Более того, мы готовы продлить транзитный контракт, который истекает в следующем году, в случае урегулирования спора между хозяйствующими субъектами в Стокгольмском арбитражном суде»

Отметим, что про объем возможного транзита через газотранспортную систему Украины не сказано ни слова. Технические возможности этой системы, в случае ее полной загрузки, составляет около 110 млрд кубометров, при этом на территории Украины имеется целый ряд подземных хранилищ газа, объем которых позволяет европейским потребителям получать весь необходимый им газ в течение отопительного сезона. Если предположить, что оплата за транзитные услуги оператором украинской ГТС инвестируются в ремонт, модернизацию и смену ее оборудования, амортизация которого в настоящее время составляет около 90%, то теоретически получается, что все заинтересованные стороны могут вполне успешно сотрудничать – Газпром как поставщик газа, Украина как государство, получающее доход за свои транзитные услуги и Европа как конечный получатель «голубого топлива». Необходимое, но не достаточное условие президент России обозначил совершенно недвусмысленно – Газпром и Нафтогаз должны прекратить судебные тяжбы друг с другом. Давайте сделаем предположение, что спор этих хозяйствующих субъектов действительно будет урегулирован к обоюдному их согласию. После этого, как сказал Владимир Путин, «мы готовы продлить транзитный контракт».

Украинский транзит – заинтересованные стороны

Для чего нужен транзитный договор Украине и нынешнему оператору ее ГТС Нафтогазу — очевидно: это источник дохода, возможность поддержания ГТС в рабочем состоянии и возможность получать газ либо напрямую от Газпрома или посредством столь обожаемых киевскими властями «реверсивных поставок» Напомним, что это такое – сначала европейские потребители выкупают у Газпрома газ на основании имеющихся у них долгосрочных контрактов, причем в объемах, которые превышают их реальные потребности. Излишки газа европейцы и перепродают Украине, добавляя к цене Газпрома определенную прибыль. В результате Украина переплачивает за газ, делая это в двух целях – для пропагандистского эффекта («мы не покупаем газ у агрессора») и для удовлетворения коррупционных интересов лиц, участвующих в подобного рода сделках. Особую пикантность этой странной пьесе придает тот факт, что при всех этих «реверсивных поставках» физически природный газ вообще никуда не перемещается. Европейские потребители для хранения газа зачастую арендуют необходимые им объемы украинских ПХГ. Грубо говоря – «товар остается на полке, на ящиках просто меняют бирки». До той поры, пока украинские властные структуры такой сценарий устраивает, они им и будут пользоваться, российская и европейские стороны никаких претензий по этому поводу высказывать не будут, поскольку никакого урона их интересам «киевские маневры» не наносят.

Но прибыль от своей ГТС киевские власти получают только в том случае, если через их трубы и хранилища газ перемещается физически, за сам факт существования ГТСУ Газпром ничего не платит. Разумеется, при перемещении газа через ГТСУ имеется вполне определенная себестоимость – работают компрессорные станции, расходуется электроэнергия, получают зарплату штатные сотрудники и так далее. По оценкам Нафтогаза при нынешних расценках за транзитные услуги объем, при котором наступает точка безубыточности, составляет около 40 млрд кубометров. Если перекачивается меньший объем, Нафтогаз вынужден доплачивать за такой транзит, при объеме большем – получает прибыль. Но, как мы уже писали в предыдущей статье, посвященной украинскому транзиту, если в самое ближайшее время не приступить к ремонту и модернизации оборудования, ГТСУ перестанет функционировать по техническим причинам, вне зависимости от всех переговоров, консультаций и судебных слушаний. Следовательно, если исходить из предположения, что Нафтогаз (или какая-то новая компания, которая станет оператором ГТСУ) намерен сохранить свой источник дохода, им необходим транзит в объеме большем, чем 40 млрд кубометров – чем больше, тем лучше.

В указанной статье мы уже оценивали интерес России к украинскому транзиту в том случае, если к 2020 году будут реализованы проекты «Турецкого потока» и «Северного потока-2» — не более 10-15 млрд кубометров. Связано это с тем, что на сегодняшний день, как следует из доклада Алексея Миллера на годовом собрании акционеров Газпрома, максимальный объем экспорта по контрактам с европейскими потребителями, может быть достигнут уже в этом году, и объем этот составляет 205 млрд кубометров. Общая мощность обоих «Северных потоков», «Голубого потока», «Турецкого потока» и магистрального газопровода «Ямал – Европа» составит 190 млрд кубометров в год. Потребности прибалтийских государств, которые составляют порядка 3 млрд кубометров в год, поставки идут через сеть трубопроводов «Северное сияние», по отдельному МГП экспортируется газ финским потребителям – в объеме от 4 до 5 млрд кубометров ежегодно. С этими цифрами спорить не получается, 10-15 млрд кубометров в год через ГТС Украины – результат для Газпрома совершенно объективный. Даже при выполнении необходимого условия, о котором сказал президент России, продление транзитного договора не удовлетворяет потребности Нафтогаза — оператору ГТСУ дешевле отказаться от ее эксплуатации, чем оперировать объемами, которые интересны Газпрому. Недополученная государственным бюджетом Украины сумма при полной остановке транзита, тоже неоднократно озвучивалась ее нынешними руководителями – порядка 2,5 млрд долларов США в год.

Остается попытаться понять интересы третьей стороны «украинского транзитного проекта» — Европейского Союза или, если уж совсем точно, Европейской Комиссии. После того, как власти Украины подписали Договор об Ассоциации с ЕС и получили вожделенный безвизовый режим для своих жителей, поток легальных и нелегальных украинских гастарбайтеров в страны Европы увеличился многократно, дальнейшее снижение жизненного уровня на Украине только усилит этот процесс. Евросоюз, который и без Украины мучается от мигрантов, идущих с юга, причем мучается так, что уже все громче слышны голоса, пророчащие развал ЕС, таким образом, оказывается заинтересован в сохранении транзита российского газа через ГТС Украины не меньше, чем сама Украина.

Итог крайне занимателен – Еврокомиссия и киевские власти с того момента, как Дональд Трамп провозгласил, что США намерены бороться с российским трубопроводным газом за счет обычной конкуренции, а не всевозможных санкций, крайне заинтересованы в том, чтобы Газпром получил дополнительный сбыт газа на европейском рынке в объеме не менее 30 млрд кубометров в год. Не Россия, не Газпром, а именно Еврокомиссия и Украина больше всех заинтересованы в сохранении транзита через ГТС Украины. Газпром, реализовав проекты «Турецкого потока» и «Северного потока-2», свои проблемы способен решить полностью. Недостающие 10-15 млрд кубометров газа в пересчете на СПГ составляю от 7,24 до 10,87 млн тонн – величина не малая, но вполне «добываемая» на рынке. Даже в том случае, если европейские потребители потребуют от Газпрома стопроцентного выполнения всех контрактных обязательств – 205 млрд кубометров в год и ни одним литром меньше – российский газовый гигант с этой задачей справится. Речь не о том, что в конце 2019 года на полную мощность выйдет завод по сжижению газа в Сабетте – НОВАТЭК законтрактовал уже 97% всего объема СПГ, который будет производиться на «Ямал – СПГ».

Ответ уже дал Владимир Путин – прослушайте еще раз его ответы, данные на пресс-конференции после встречи с Дональдом Трампом:

«Я считаю что мы, как крупнейшие нефтегазовые державы, а США тоже являются такой страной, могли бы конструктивно работать по регулированию международных рынков».

Мы уверены, что в Евросоюзе эти слова были услышаны – Россия и США могут приложить определенные усилия, но добиться такой цены на СПГ, которая позволит Газпрому выполнить свои контрактные обязательства перед европейскими потребителями в любом случае. Отрегулировать цены так, чтобы потеря прибыли при покупке и последующей продаже СПГ в указанных количествах не привели к слишком большим потерям две крупнейшие нефтегазовые державы – смогут.

Берлинские консультации

Конечно, все вышеизложенное – не более, чем наша гипотеза, но обстоятельства сложились весьма занимательно. Уже на следующий день после саммита в Хельсинки, в Берлине прошла консультационная встреча по украинскому транзиту трех заинтересованных сторон – Украины, Еврокомиссии и России. Если предположить, что все приведенные выше соображения соответствуют действительности, то какими могли бы быть результаты этой встречи? Россию на этих консультациях представляли министр энергетики Александр Новак и председатель правления Газпрома Алексей Миллер, «профильный» министр и глава «хозяйствующего субъекта», о котором на пресс-конференции говорил Владимир Путин.

Позиция России, если не использовать язык дипломатов, проста и незатейлива:

«Президент России считает необходимым условием прекращения судебных споров, достаточное условие вы, господа, можете определить и без нашего участия. Калькулятор у вас есть, вы сами прекрасно видите – объем транзитных услуг со стороны Украины, который нас интересует, составляет от 10 до 15 млрд. кубометров. «Северный поток-2», против которого вы, господа, так усиленно возражали, будет реализован – Газпром и его европейские партнеры технически, финансово и организационно к этому готовы, санкции против них Соединенные Штаты вводить не будут, о чем сообщил мистер Трамп. Если вы хотите, чтобы объем транзита был выше – извольте придумать, кому мы будем поставлять дополнительные объемы газа. Какими именно должны быть эти дополнительные объемы, решайте сами. Не сможете решить – вы прекрасно знаете, какими будут наши действия в этом случае. Александр Медведев, первый заместитель Алексея Миллера, уже говорил, что мы готовы приступить к разработке проекта «Северный поток-3».

В этом случае потребителей газа мы будем искать сами, и вы понимаете, что мы их найдем. Спрос на газ в Европе продолжает расти, добычу на Гроннингенском месторождении вы уже вынуждены сокращать, Норвегия дополнительных объемов обеспечить по техническим причинам не способна, месторождения на английском шельфе Северного моря выработаны почти до предела. Полное прекращение транзита через территорию Украины для вас тоже не вариант, мы найдем СПГ для того, чтобы полностью выполнять наши контрактные обязательства. Мы все сказали, дальше решать вам – либо вы предоставляете Газпрому новые контракты на поставки нашего газа, либо мы пошли планировать «Северный поток-3» и строительство завода по сжижению газа в Ленинградской области. Если будете искать потребителей – называйте срок, который вам на такой маркетинг потребуется.

Появится желание сопротивляться – послушайте внимательно еще раз слова Владимира Владимировича про регулирование цены на рынке и задумайтесь. Мы все сказали, дальше вы тут промеж себя толкуйте, мы пошли кофе пить. Да, и еще – вот этот вот, который из Нафтогаза и сам Нафтогаз нам уже надоели. 20 с лишним лет зарабатывают на транзите, а в модернизацию труб и компрессорных станций не вложили ни гроша. Вы бы сменили эту компанию на кого поприличнее, а то ведь встанет вся эта газотранспортная система, на том все разговоры про транзит сами собой и закончатся. С этими – [цитата Лаврова] – общаться смысла не видим».

Председатель правления Газпрома Алексей Миллер и министр энергетики России Александр Новак на консультациях в Берлине

Разумеется, что именно говорили участники трехсторонней консультационной встречи, никто не знает. То, что это была именно консультационная встреча, а не переговоры – момент тонкий, но Алексей Миллер после встречи в Берлине специально его подчеркнул. Не переговоры, а консультации – стороны встретились для того, чтобы обозначить свои позиции. Но, за отсутствием полноценной информации о том, что именно происходило во время встречи, мы можем судить об этом, изучая то, что участники встречи говорили после ее окончания. Алексей Миллер и представители Украины от комментариев воздержались, Александр Новак ответил на вопросы корреспондентов, замглавы Еврокомиссии по Энергосоюзу Марош Шефчович сделал заявление.

Александр Новак об итогах консультаций

 

«Мы обсудили вопросы, связанные с объемами потребления газа в Европе в целом, и Россия, как многолетний надежный поставщик, роль России в обеспечении энергобезопасности Европы и те объемы, которые могут быть в перспективе поставлены на долгосрочной основе европейским потребителям. Мы также говорили и о ставке транзита те расчеты, которые были предоставлены украинской стороной в Европейскую комиссию. Это те вопросы, которые сегодня были обозначены как реперные точки, требующие дополнительных обсуждений. Мы договорились, что экспертные группы из представителей Еврокомиссии, министерства энергетики России и представители Украины будут в течение нескольких месяцев эти вопросы изучать, и примерно в октябре месяце высшие должностные лица соберутся для того, чтобы обсудить текущий статус.

В целом сегодня обсуждался вопрос по объемам поставок. Мы видим, что растет потребление в Европе увеличиваются объемы транзита газа через территорию Украины в том числе, и это связано с ростом потребления в Европе как по результатам 2017 года, и уже в 2018 году рост потребления на 6% зафиксирован по результатам первого полугодия. Мы уже понимаем, что на протяжении ближайших 5-10 лет объемы поставок европейским потребителям будут еще больше, речь может идти о дополнительных 10-15% роста. И как раз эти дополнительные объемы обсуждались как один из возможных источников для того, чтобы обеспечить прокачку и загрузку ГТС Украины. Договорились, что дополнительные цифры сегодня не будем озвучивать, это требует дополнительного экспертного обсуждения. Такой формат работы определен, и вместе с Еврокомиссией будем обсуждать эти цифры, чтобы в октябре приходить к точным уже позициям. Мы готовы продлить действующий контракт, рассматривать и предложение по заключению нового контракта.

Важный вопрос, который с этим увязан – то, что мы должны урегулировать все спорные вопросы до начала реализации нового этапа отношений, потому что это коммерческий контракт и условия должны быть взаимно выгодны как поставщикам, так и потребителям и тем, кто осуществляет услуги по транзиту газа европейским потребителям».

Извините за длинную цитату, но по каким-то причинам СМИ в письменном виде ответы Новака в полном объеме не публиковали. Итак, что мы услышали? Реперные точки – объемы потребления газа европейскими потребителями и ставка транзита. Явным образом совпадает с анализом, сделанным в первой части статьи. 10-15% роста в ближайшие 5-10 лет как один из возможных источников загрузки ГТС Украины – тут арифметика не самая сложная. В 2017 году общий объем потребления газа в Европе составил 560 млрд кубометров — соответственно, речь шла о 56-84 млрд кубометров газа, которые и могут стать объемом украинского транзита. Как видите, это тоже совпадает с результатами нашего анализа — пройти точку безубыточности и получить прибыль, которая может помочь решить проблему износа оборудования ГТС Украины. Дополнительно – слова об условии, которое необходимо выполнить для начала нового этапа отношений, точно совпадающие с тем, что было сказано на пресс-конференции Владимиром Путиным об урегулировании спорных вопросов. То, что срок следующего раунда консультаций обозначен неточно, но не ранее, чем месяца так через три – вполне логично, потому что быстрее найти покупателей для дополнительных 50-80 млрд кубометров газа невозможно, это ведь не мешок картошки по быстрому продать.

«Я бы в брокеры пошел – пусть меня научат»

Для «чистоты эксперимента» изучим и заявление, сделанное после берлинской встречи еврокомиссаром по энергетике Марошем Шефовичем:

«Мы пришли к соглашению, <…> что мы продолжим переговоры осенью. К следующей встрече наши эксперты должны поработать над более точной оценкой, как будут выглядеть потребности ЕС в газе на следующую декаду. Мы также договорились сегодня разделить старые и новые проблемы и сосредоточиться на том, как договориться о хорошем транзитном контракте на период после 2019 года».

Отвечая на вопросы журналистов, считает ли себя Еврокомиссия стороной этих переговоров или посредником, он подчеркнул, что ЕК выступает в процессе трехсторонних консультаций «честным брокером и предоставляет необходимую экспертизу».

tass.ru

Еврокомиссар по энергетике Марош Шефович (слева) и министр энергетики России Александр Новак

Вот тут уже никакого дипломатического этикета, который мы слышим в ответах Александра Новака, тут все откровенно, в лоб – будто нервы после консультаций у европейского чиновника не в полном порядке. ЕК – честный брокер, которому предстоит поработать над точной оценкой потребностей ЕС в газе после 2019 года. Тут уж совпадение с результатами нашего анализа просто на 100%, Шефович подтверждает, что ЕК является наиболее заинтересованной стороной в продолжении функционирования ГТС Украины. Несколько вольный перевод с английского звучит так:

«Александр и Алексей сказали, что им по барабану ГТС Украины, они со всеми контрактами и так справляются. Говорят – вам нужен транзит, вам самим и думать, кому и сколько будет прокачиваться. У нас вариантов два – или заткнуть трубу, или найти покупателей на новые объемы. Заткнуть трубу – не вопрос, но тогда эта банда голодранцев… ой, то есть представителей молодой украинской демократии, сядет нам на шею. Но газ в Европе точно нужен, спрос растет, тут можно и этих подкормить и денег подзаработать. Алексей и Александр согласились на 1,25% комиссионных – обалдеть! Все, Еврокомиссия в полном составе уходит в брокеры, нам поперло! За три месяца все уладим, у нас связи ого-го!».

Если у кого-то есть жалобы на качество перевода, так мы не виноваты – нет у нас в редакции штатного переводчика, как смогли, так и сделали.

Говорили ли Новак и Миллер о том, что России нужны гарантии того, что деньги, полученные за транзитные услуги, будут использованы на поддержание ГТС Украины в рабочем состоянии? Шефович ответил и на этот вопрос:

«Новый контракт по транзиту российского газа в ЕС через Украину после 2019 года будет выполняться новым независимым оператором украинской газотранспортной системы. Нафтогаз в настоящее время готовится к процедуре разделения (по европейской норме unbundling, подразумевающую передачу транспортной энергетической инфраструктуры под управление независимых операторов — прим. ТАСС), и новый контракт с 2020 года уже должен в полном объеме выполняться новым независимым и полностью сертифицированным оператором. Мы также должны понять, как новый независимый оператор газотранспортной системы Украины будет выполнять свои обязательства».

Никакого доверия Нафтогазу, будет новый оператор ГТС Украины, который будет выполнять свои обязательства. Дословный перевод с английского от «Геоэнергетики»:

«А еще Александр и Алексей показывали пальцем на киевлян и цитировали своего министра иностранных дел – деньги у киевлян уходят не на ремонт трубы, а неизвестно куда. Грустно, но – чистая правда. Придется сменить на разумных специалистов, вариантов нет, эти неизлечимы».

Обсуждался ли вопрос о тарифах за транспортные услуги? И на этот вопрос Шефович не преминул ответить:

«Требует прояснения вопрос, как новые нормы украинского законодательства, адаптированного под требования ЕС, будут действовать в сфере определения тарифов на газ и на его транзит».

И снова наш вольный перевод:

«Насчет ставок за транзит мы еще поторгуемся, но надо сначала новых покупателей найти и киевлян на приличных людей поменять. Алексей много не даст, но сколько-то отстегнет, чтобы трубу эту подремонтировать можно было».

Подытожим сказанное Шефовичем. Честный брокер будет разбираться с объемами газа, которые нужны европейским потребителям, тарифы за прокачку газа и гарантии модернизации ГТС Украины будут решены без участия Нафтогаза, «старые и новые проблемы» будут разделены. Противоречий с ответами Александра Новака не наблюдается, нет и расхождений с анализом, сделанным в первой части статьи. Давление на руководство Нафтогаза и киевские власти со стороны Еврокомиссии возрастет, но этим «пациентам» деваться особо некуда – государственный бюджет Украины находится в том состоянии, когда любой доход лишним точно не будет. Пойдет ли этот доход на нужды Украины, уйдет ли он на погашение многочисленных кредитов, растворится ли он бесследно в карманах украинских чиновников – это уже совсем другая тема.

Проигравших — нет

На наш взгляд, итог первого раунда консультаций во многом определен высказываниями Владимира Путина и Дональда Трампа, сделанными ими на пресс-конференции после их встречи в Хельсинки. Если анализ, сделанный нами, не имеет грубых ошибок, то результат для России – хорош, поскольку Еврокомиссия перестала сопротивляться проекту «Северного потока-2» и решила поработать брокером для увеличения сбыта нашего газа. Такой посредник – дорогого стоит, а тут еще и перспектива получить в качестве партнера по транзиту через ГТСУ вменяемого партнера вместо Нафтогаза.

Результат для Еврокомиссии – тоже хорош, у нее появляется возможность обеспечить европейских потребителей газом на много лет вперед, не доводя ситуацию до того, чтобы Россия и США объединенными усилиями стали регулировать цены углеводородов. Если в случае с нефтью эти усилия теоретически способны упереться в интересы ОПЕК, то в случае с газом никакого организованного сопротивления не будет – его некому организовывать. Объединенными усилиями поднять цены на газ для Европы, зафиксировав их у себя на низком уровне в мире, где ВТО трещит по швам под шквалом санкций и контрсанкций – не самая сложная задача. То, что при этом конкурентоспособность европейской промышленности и сельского хозяйства пострадает, и пострадает очень сильно – очевидно, поэтому смысла в сопротивлении предложениям российской стороны у Еврокомиссии нет никакого.

Самое удивительное, что результат неплох и для Украины. Кто бы ни был оператором ГТС, налоги за предоставляемые услуги будут идти в государственный бюджет, причем поступления эти будут настолько прозрачны, что коррумпирующая составляющая будет уменьшена в разы. То, что оператор ГТСУ, назначенный Евросоюзом, окажется способен на ее ремонт и модернизацию – только на пользу Украине, как и остальным участникам берлинской встречи.

Можно ли считать, что проигравшими при таком развитии ситуации окажутся Соединенные Штаты, которые не смогут прорваться на европейский газовый рынок с СПГ? Нет ответа – все зависит от того, какой будет реакция Дональда Трампа на прямое предложение Владимира Путина о возможности совместного влияния на цены углеводородов на мировом рынке. Возможно, что этот ответ уже прозвучал – там, за закрытыми дверями зала переговоров в президентском дворце в Хельсинки, об этом можно только гадать.

Способен ли Газпром обеспечить европейских потребителей дополнительными поставками в объеме от 50 до 80 миллиардов кубометров в ближайшие 5-10 лет? Чтобы изучить этот вопрос, у нас достаточно времени – следующий раунд консультаций по проблеме украинского транзита состоится не ранее, чем через три месяца.

Фото: TheWorldNews.net