РусГидро. Незаметный слон российской энергетики

РусГидро. Незаметный слон российской энергетики

Просматривая обзор проекта российско-японского моста, начатый аналитическим онлайн-журналом «Геоэнергетика», многие читатели видимо заметили невольно возникший рефрен – РусГидро. Проект «моста» изучается РусГидро, Южно-Сахалинская ТЭЦ-2 и Сахалинская ГРЭС находятся в составе РусГидро, РусГидро ведет строительство Сахалинской ГРЭС-2…  Заметили эти невольные повторения и мы сами. Как, впрочем, и то, что наши большие СМИ не жалуют этот энергетический государственный холдинг своим вниманием.

Нет, когда случаются какие-нибудь скандальные происшествия или, не дай бог, аварии – журналисты сразу рядом, сразу максимум внимания. Но если работа концерна идет, что называется, в штатном режиме – полная тишина. Впрочем, и сам холдинг «не ведет информационную атаку», и в результате мы наблюдаем странный феномен. Самая заметная энергетическая компания России мало кому в России известна и интересна.

Почему мы назвали РусГидро «самой заметной»? Да потому, что так оно и есть! Вот список ГЭС, являющихся структурными единицами или дочерними организациями РусГидро, в котором через запятую – вся территория страны, все регионы, где за каждым названием – славная история России: Бурейская ГЭС, Волжская ГЭС, Жигулевская ГЭС, ГЭС Камская, Чебоксарская, Богучанская, Зейская, Рыбинская, Саяно-Шушенская, каскад ГЭС на Кубани, ГЭС Воткинская, Новосибирская, Усть-Среднеканская…

Кто не видел эти огромные плотины и водохранилища, у кого в семье не было участников этих всесоюзных ударных строек? А еще РусГидро — это ГЭС Дагестана, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Армении, это единственная в России приливная электростанция, это те самые ГРЭС и ТЭЦ Сахалина, это ветровые электростанции Камчатки, это гидроаккумулирующие электростанции и электростанции геотермальные. Хватит, чтобы понять, какого слона мы не замечаем?

Бурейская ГЭС, Фото: rushydro.ru

Можно и просто посмотреть-полюбоваться на абсолютные цифры. Мощность действующих ГЭС в составе и под управлением РусГидро – 29’950 МВт, мощность действующих в составе и под управлением РусГидро теплоэлектростанций – 8 005 МВт, еще 74,5 МВт дают геотермальные электростанции, 2,2 МВт приносит ветер, 1,5 МВт – солнце и 1,7 – приливные волны. Кажется, все – если не вспоминать мощности всего того, что РусГидро строит, а холдинг одновременно ведет строительство 9 электрогенерирующих объектов, не считая того, что находится на стадии проектирования.  И так уже цифры больше, чем у всех наших АЭС, вместе взятых – больше 38’900 МВт! Для красоты можно добавить пять проектных институтов и 4 собственных сбытовых компании – вот тогда картинка будет полной. Если, конечно, отложить в сторонку программу комплексной модернизации всего этого гигантского хозяйства, про которую можно писать и писать.

Конечно, гидроэлектростанции и теплоэнергоцентрали в наше время – дело привычное, повседневное, мы настолько к ним привыкли, что действительно умудряемся не замечать. Ну, крутятся турбины, шумит вода, трубы с градирнями дымят, какие-то люди обеспечивают бесперебойную работу сотен тысяч километров линий электропередач и кабелей, десятков тысяч подстанций и трансформаторов. Но, если по честному, то надо признаться, что все эти плотины и турбины, провода и кабели – та самая нервная система огромного организма государства российского, без которой и  пошевелиться не получается.

Жигулевская ГЭС, Фото: rushydro.ru

Нет громких событий? Ой, бросьте! В трудовой биографии огромного коллектива РусГидро их каждый год полным-полно, просто нам редко про них рассказывают. Нет прорывных технологий? Это вы тоже зря. Тут и бинарные турбины геотермальной электростанции, и проект Ленинградской гидроаккумулирующей электростанции, которая может заметно поднять эффективность строящейся Ленинградской АЭС-2 и многое, многое другое. Без комплексной программы развития, без комплексной программы модернизации всего, что объединяет РусГидро и вся Россия может перестать развиваться, может не суметь сохранить уже имеющееся. Да что там! Если бы не плотины ГЭС жуткое наводнение лета 2013-го года оказалось бы еще более разрушительным. В общем, можно смело переписывать старую добрую песню на современный лад:

«Да только нам без РусГидрЫ – и ни туды, и ни сюды»…

Так откуда взялась-пошла компания РусГидро? Создана она была в декабре 2004 года распоряжением Правительства РФ как 100%-ная «дочка» РАО «ЕЭС России», первоначальное название ОАО «ГидроОГК» сменила на нынешнее в 2011 году. По каким таким причинам РусГидро выделили из состава «ЕЭС России»? Знаете, тогдашнего руководителя «ЕЭС России» Анатолия Чубайса часто ругают, причем вполне заслуженно, но вот есть в его биографии и «творчестве» и светлые пятна. Это при нем России удалось сохранить энергетическое кольцо БРЭЛЛ, это при нем в Калининградской области появилась новая электростанция, ставшая основным генерирующим узлом российского эксклава. На наш взгляд, создание РусГидро тоже надо относить к положительным моментам работы господина Чубайса.

Давайте чуть отвлечемся и поразмышляем, что такое гидроэнергетика. Прежде всего – это возобновляемый и самый экологичный источник энергии. Ни тепловых выбросов, ни вредных веществ в атмосферу – бежит вода и бежит. Но ГЭС это, помимо турбин и генераторов, еще и плотины с водохранилищами. И, соответственно, ГЭС еще и основа питьевого и промышленного водоснабжения, это развитие судоходства и ирригационных систем для сельского хозяйства, это борьба с паводками и наводнениями. Любая ГЭС вызывает вокруг себя появление точек роста – новых производств, новых городов и поселков. Золотой век советской гидроэнергетики был и золотым веком самого нашего советского проекта. Бурный рост числа плотин и ГЭС начался с 1930 и продолжался до 1990, после чего все встало и замерло – причины отдельно пояснять вряд ли требуется.

Зеленчукская ГЭС, Фото: rushydro.ru

У многих из нас есть впечатление, что развивать гидроэнергетику просто некуда: все, что было можно из рек, уже перегородили, уже везде и всюду жужжат гидроагрегаты. Но сухая математика очень наглядно показывает, что это не просто «не совсем так», а совсем не так. Смотрите сами. В России 102 ГЭС мощностью более 100 МВт, общая установленная мощность работающих агрегатов – порядка 45’000 МВт. По этому показателю Россия – пятая в мире, как на пятом месте и по выработке электроэнергии – ее наши ГЭС производят около 165 млрд кВт*ч в год. Но при этом по экономическому потенциалу гидроресурсов Россия в мире на втором месте (после Китая). И вот цифры этого потенциала:  852 млрд кВт*ч. Берите калькулятор, проверяйте: Россия освоила всего 20% своих гидроресурсов. 20% — с учетом невероятного темпа роста в советские времена.

Проценты роста одолеет не каждый калькулятор, поскольку установленная мощность гидроагрегатов в 1930 году была 600 МВт, а в 1990 – 65’000 МВт (эти цифры – по территории всего СССР). Это было второе место в мире после США, но при этом наши реки с точки зрения гидроэнергетики были освоены, повторим, только на 20%. Уж извините, но и из плохой песни слова не выкинешь. По этому показателю мы уступаем не только развитым, но и развивающимся странам. В Штатах и Бразилии гидроресрусы используются на 50%, в Канаде и в Норвегии – на 70%, во Франции и в Норвегии – вообще на 90.

Со времен поздней перестройки гидроэнергетика остановилась в развитии и даже более того. У любого механизма есть свой срок службы,  а уж у таких сложных, как гидроагрегаты, 24 часа в сутки 365 дней в году находящихся в работе проблем с постоянными ремонтами и мелкими авариями – более, чем предостаточно. И то, что реформаторы Чубайса не только не отдали наши гидроэлектростанции в списки на приватизацию, а структурно выделили из общего энергетического хозяйства – сделано было правильно. Частные ГЭС – да, могут быть, никто не спорит. Но это могут быть ГЭС малые, небольшие или же, наоборот, большие настолько, что в одиночку способны решать все энергетические проблемы населенных пунктов и промышленных объектов вокруг себя.

Градирни Мутновской ГеоЭС-1, Фото: ryshydro.ru

Напомним, что в России климат – очень непрост, температурные колебания, погодные условия меняются часто и порой самым радикальным образом. То нам больше надо электроэнергии, то меньше – энергетическое хозяйство должно соответствовать. Мощность реакторов АЭС менять вообще крайне нежелательно, тепловым станциям на маневр мощности подавай часы, а ГЭС справляется с такими задачами в считанные минуты, а то и секунды. Следовательно, ГЭС это не только генераторы электроэнергии, но еще и огромный резерв регулирования мощности всей энергосистемы регионов и России в целом. Доверить такую важную работу, как обеспечение плавного прохождения через пиковые нагрузки в частные руки, которые предназначены для пересчета прибыли? Нет, такие эксперименты нам не нужны.

Государство уже при создании поставило перед РусГидро целый ряд серьезных задач, решать которые нужно одновременно. Надо обеспечить надежное и безопасное эксплуатирование уже существующих электростанций – а это модернизация и смена оборудования на многих из них. Техническая оценка, сделанная на пару лет раньше, выдала очень грустную оценку: износ энергетического оборудования по стране превышал 50%, а во многих местах и больше. Не так давно «Геоэнергетика» подробно рассказывала и показывала, как выглядит Сахалинская ГРЭС-2, а это далеко не единственный пример. РусГидро нужно было завершать начатые стройки, нужно было проектировать новые мощности. И вот уже 12 лет круг задач и не думает сужаться, зато прибавляются новые задания.

Саяно-Шушенская ГЭС, Фото: ryshydro.ru

Развитие геотермальной, солнечной, ветровой энергетики, комплексное развитие Дальнего Востока – это новые поручения государства последних лет. Справляется ли РусГидро целиком и полностью со всем этим ворохом проблем? Прямо скажем – с переменным успехом. У всех у нас в памяти страшная техногенная авария Саяно-Шушенской ГЭС – тут команда РусГидро не успела устранить все проблемы, которые к 2009 году накопились на нашей крупнейшей ГЭС. Собственно говоря, система постоянного контроля вибрации на гидроагрегате №2 была установлена в том же 2009 году, но ввести ее в эксплуатацию просто не успели, не хватило буквально нескольких недель. В ближайших планах стояло и начало замены основных элементов гидротурбин. Таких «если» по результатам следствия выявили более чем, к сожалению. РусГидро организационные выводы сделала быстро и жестко. Своих постов лишились председатель правления В.А. Зубакин, финансовый директор С. А. Юшин, были уволены 5 человек из правления компании – это, разумеется, помимо тех руководителей самой Саяно-Шушенской, отправившихся под суд. Саяно-Шушенскую ГЭС полностью восстановили в 2014 году, модернизировав и обновив все оборудование, дополнив систему безопасности береговым водосбором, дающим абсолютную защиту даже от самых сильных паводков. Можно это было сделать раньше? Вопрос непростой, но мы бы предложили при обсуждении зафиксировать ровно одну дату: Саяно-Шушенская ГЭС вошла в Русгидро 9 января 2008 года.

Какие еще серьезные недочеты числятся за РусГидро? Судебное дело за растрату в особо крупных против руководителя? Да, конечно. Сорванные сроки ввода новых электростанций на Дальнем Востоке? Да, конечно. Но на этом, собственно, список и заканчивается. А вот про несомненные успехи концерна по каким-то причинам пишут куда как реже.

Богучанская ГЭС, Фото: rushydro.ru

РусГидро завершило два эпических советских долгостроя – Бурейскую и Богучанскую ГЭС. РусГидро запустила в работу Зеленчукскую ГЭС-ГАЭС, Кашхатау ГЭС, Зарагижскую ГЭС, Гоцатлинскую ГЭС, Головную ГЭС Зарамагского каскада, ввела в эксплуатацию первые гидроагрегаты Усть-Среднеканской ГЭС, построила вторую очередь Благовещенской ГЭС. Список можно продолжать длиннейшим перечнем замененных турбин, гидроагрегатов – год за годом РусГидро наращивает генерацию. Более 60 тысяч человек, трудящихся на всех объектах компании обеспечивают поддержку имеющихся мощностей и безостановочно строят, модернизирую, реновируют. Впрочем, нагляднее всего, как всегда – цифры.

Установленная мощность генерирующих объектов РусГидро по состоянию на 31.12.2009 – 25,4 тысяч МВт, по состоянию на 31.12.2016 – 38,9 тысяч МВт.

Для большей точности извлечем из результатов 2016 года 8,9 тысяч МВт мощности «РАО ЭС Востока», которых не было в составе РусГидро в 2009 году – получится 29,6 тысяч МВт или прибавка в 4,2 тысячи МВт. Немного? Да как сказать. Это, к примеру, больше трех ВВЭР-1200 за 6 лет.

А по большому счету, лакмусовой бумажкой состояния дел в РусГидро стоит, как нам кажется, считать дальневосточное наводнение 2013 года. Плотины выдержали, перебоев с поставками электроэнергии не было, действия энергетиков получили высокую оценку руководства страны – значит, не все так пасмурно в огромном хозяйстве. Евгений Дод, который, как известно, не был энергетиком по специальности, компанию покинул, теперь РусГидро возглавляет профессионал своего дела, Николай Григорьевич Шульгинов – «Заслуженный энергетик СНГ», «Ветеран энергетики», «Почетный работник ТЭК» — больше десятка профессиональных наград, в энергетике с 1973 года. Нет сомнений, что он сумеет привести в порядок то, что не было приведено при Евгении Доде, что при его руководстве РусГидро будет еще лучше справляться со своей работой, со своим развитием.

Рассказать о РусГидро в одной заметке конечно, просто невозможно. Придется делать это постепенно, стараясь детальнее понять все стороны деятельности компании. По какой причине, к примеру, показатели общего объема произведенной электроэнергии по итогам каждого года – разные? Идет модернизация, запускаются новые ГЭС, но установленные мощности растут стабильно, а «выпуск конечной продукции» — разный. Если, разбираясь с атомной энергетикой, мы вынуждены вникать в науку геологию, то при желании выяснить, что и как происходит в гидроэнергетике, нам придется побольше узнать про глобальное потепление и даже про астрономию. Да и от геологии никуда не деться, раз уж развитие геотермальной энергетики в России стало задачей все того же РусГидро. Очень надеемся, что рассказы получатся интересными.

Фото: rushydro.ru